Кадр из фильма "Меланхолия"

«Пытаться защищать то, с чем не согласен – это очень хорошее упражнение, если вдуматься» (с) Ларс фон Триер

  Совсем недавно я проходила курсы по фотографии, там нас учили также драматургии и анализу произведений, в том числе фильмов.
  Много интересного можно открыть в любимом кино, если начать задавать себе правильные вопросы, искать информацию. Понять, как повлияла эпоха, какие связи и отсылки к другим произведениям. Саундтрэк может много сказать о кино. Как развиваются события и какая нас ждет развязка и мораль. Сколько личного, помимо своего стиля, вложил в фильм режиссер. Например, фильмы Тарковского наполнены его субъективным отношением, опытом, пережитыми событиями и даже снами. Его атмосфера неповторима, каждый кадр как живописное полотно. Многие режиссеры делают реплики на фильмы Тарковского. Например сцены природы, сцена с церковью в "Выжившем" у Иньярриту. Ларс фон Триер, о котором пойдет речь ниже, тоже вдохновлен Тарковским. И его фильм "Антихрист" посвящен ему.

  Еще в школе я посмотрела "Догвилль" и "Танцующая в темноте". Фильмы тяжелые, но сразу перезагружают мозги и заставляют задуматься. Это ведь и характеризует хорошие фильмы - мораль, которая сильно влияет на зрителя, меняет его. Вместо того, чтобы оттолкнуть, фильмы фон Триера затягивают в темный натурализм и заставляют переживать самые настоящие эмоции. Иногда саспенс просто невыносимый, а жестокость и безумие беспредельны. Но когда смотришь на этих отвратительных персонажей, интересно вспоминать, что на самом деле это прекрасные актеры, от игры которых невозможно оторваться. Еще интереснее то, что фильм за фильмом видишь одни и те же лица, у фон Триера своя особенная команда и любимцы. Особенно мне запомнились Уильям Дефо, Шайа ЛаБаф и Стеллан Скарсгард.
Итак, я снова начала смотреть его фильмы, потому что они были в списке обязательных, который составил наш преподаватель. Самое время настало отказаться от поверхностного «нравится-не нравится», которое не имеет никакого значения. Если произведение признано шедевром, то полезно его понять и изучить, даже если(особенно если) оно не укладывается в ваши вкусы, устои и жизненный опыт.

  Начав с "Меланхолии", я будто погрузилась в пучину медленных страшных снов. Европейское авторское кино может стать неслабым испытанием после ярких голливудских фильмов. Но зато сразу хочется разгадать символы, которые использует автор. Начало «Меланхолии» - потрясающее произведение, в образах и под музыку Вагнера рассказывающее содержание фильма. Электричество на пальцах, двойные тени, мрачное помешательство Офелии, птицы Брейгеля, кубриковский космос – завораживают. В оригинальности режиссерского подхода нет сомнений. Спойлеры здесь не страшны, ведь размышления о сюжете только отвлекают зрителей от атмосферы и погружения в состояние главных героинь. Ничто так не может рассказать о лишении жизненных сил, разочаровании, непонимании, как трилогия «Меланхолия», «Антихрист», «Нимфоманка», режиссер и сам переживал в этот период депрессию, и я, как зритель, буквально чувствовала, как это состояние окутывает и меня, заставляя взглянуть на этот недуг по-новому. Интересный факт, люди страдающие меланхолией, ведут себя спокойно и адекватно в момент тяжелейших жизненных трудностей и катастроф, тогда как «нормальные» впадают в отчаяние, неконтролируемую панику.

 

  Я видела много фильмов об апокалипсисе, красочных, с реалистичными эффектами, продуманными историями, где герои страдают и умирают. Но ничто из этого, конечно, не воспринималось всерьез и не произвело на меня впечатления. Тогда как спокойная и символичная , тягучая «Меланхолия» показалась настолько настоящей, что я не могла заснуть всю ночь, думая о смысле жизни, боясь смерти и ощущая неотвратимую безысходность. Да, это все негативные чувства, но стоящие, раз пришлось анализировать свои эмоции и страхи и научиться мыслить шире.

  В «Антихристе» темные насыщенные цвета. Первозданная природа и отношение к ней Человека. Дождь, туман, особая роль воды, сожжение –как у Тарковского. «Эдем» - это темная пучина депрессии самого фон Триера, из которой он все же извлекал вдохновение и исцеление.
  Тяжело было смотреть начало, в последнее время попадаются фильмы и сериалы, где приходится переживать за младенцев. Раньше об этом не снимали, но современного зрителя все сложнее шокировать, а мучения ребенка не могут оставить равнодушными... Я постаралась забыть свои обывательские эмоции и шаблоны и вникнуть в то, что хотел донести режиссер и действительно, ничто в фильме не нужно было воспринимать буквально. То, что поначалу кажется драмой, перетекает в гротеск и атмосферу сна. Фон Триер словно был вдохновлен вопросом «А что если наш мир создал не Бог, а Дьявол?». Точнее даже не дьявол а мать-природа, которая видится ему не доброй, а зловещей. Здесь много библейского символизма(например корни древа познания), но однозначного смысла не найти, многослойность заставит каждого додумать что-то свое. Трое животных – Трое Нищих, скорбь, боль и отчаяние олицетворяют три волны депрессии. «Больная» природа(коршун, лис), и ее отражение(женщина) – отвергают и калечат сами себя, также как психологические проблемы и чувство вины калечат изнутри человека. Мужчина ассоциируется с монолитным спокойным городом, порядком, рациональностью, сознанием. А женщина с дикой таинственной природой, хаосом, буйством, подсознанием, творчеством. Один мой друг заметил в фильме интересный символ, гниющие стебли отрезанных цветов, принесенных в больницу. Как будто женщина сама чахнет, отрезанная от природы и даже вернувшись в нее не сможет уже прорасти. В целом все это, и мужское, и женское, и детское живет в любом человеке и можно сказать, что фильм о сознании, темном и творческом и его трансформации.

«Нимфоманка». Здесь стиль задает Rammshtein, вместо замедленного отрывка под классическую музыку, как это было в первых двух фильмах трилогии. Это выдуманная биография, но основанная на реальных событиях в жизни разных женщин, которых интервьюировал режиссер. История сосредоточенная на сексуальной жизни и душевном состоянии главной героини. Фильм также о социуме и самоанализе. Здесь снова сыграла Шарлотта Генсбур, которая как будто на самом деле живет во всех этих историях. Очень интересен персонаж Скарсгорда, его интеллектуальные замечания, доброта… Последующее разочарование в нем такое яркое, что ни много ни мало заставляет разочароваться в человечестве в целом. Так угнетает внезапное разрушение непоколебимого идеала. Пока не вспоминаешь, что нет, нельзя воспринимать этих героев как людей из нашего мира, я бы сказала, что ощущение, что смотришь документальные фильмы про параллельную вселенную. Настолько все реалистично и вместе с тем ненормально. Как только появлялся персонаж –штамп, например босс-самодур(Шайа ЛаБаф) или брошенная жена(Ума Турман) я сразу ждала соответствующего их поведения и развития характера, и тут все потихоньку переворачивалось и трансформировалось до абсурда. Похожее недоумение, а затем восхищение вызывает «Космополис», когда понимаешь, что футуристический диалог на самом деле является монологом недостижимо умного человека.

Погрузиться в мрачную атмосферу фильмов Ларса фон Триера или нет, решать вам. Из них можно сделать много полезных выводов для своей жизни и творчества. Они очень интересны, но находятся за гранью добра и зла для здорового современного человека. Я точно еще не скоро смогу досмотреть оставшиеся мне три киноленты из его фильмографии. Никто так не способен держать в напряжении, и переключившись на Вуди Аллена я вздохнула с облегчением - фильмы замечательные и при этом никто не станет вдруг отрезать себе части тела:)